С морем связана масса привет, поверий и суеверий. Например, к грот-мачте положено прибивать подкову. Моряки обязательно носят серьги (у меня их целых четыре: три в левом и одна в правом) в качестве оберега.
Морские приметы
Сообщений 1 страница 30 из 260
Поделиться22006-02-23 01:19:32
На форуме портала "Миф" http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.p … 1137590185 выложена следующая подборка морских суеверий и примет.
Морские суеверия и приметы
Как известно, у русских моряков самым почитаемым святым считается святой Никола Морской. А знаете, почему? Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «Божья милость дарована вперед», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.
10 место: Всем известно, что нехорошо показывать пальцем. В море это просто недопустимо. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо - это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.
9 место: Особенно уважаемое животное на море – это кит. Существует поверье, что кит приносит счастье. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, тоже сулило грядущие неприятности.
8 место: Почитаемым предметом на корабле считалась швабра. Во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо побултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Нечаянное падение швабры за борт – это плохая примета.
7 место: Еще считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.
6 место: Подкова – тоже важный морской атрибут. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то Удача обязательно поможет вашему кораблю. На мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова. Кстати, вешают подковы разными способами. Русские – обычно концами вниз.
5 место: Серьга тоже появилась у моряков не случайно. Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.
4 место: Еще один древний морской обычая – татуировки. С помощью татуировок моряки пытались снискать расположение морских богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (это символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространена была татуировка - изображение звезды между указательным и большим пальцами рук, и, конечно, религиозные символы. Это позволяло, во-первых, получить покровительство богов, а во-вторых, в случае гибели моряка по татуировке можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.
3 место: Почти на всех морях строго соблюдают табу: свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит морских богов.
2 место: Чтобы вызвать попутный ветер, моряки заговаривали имена всех ветров, делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
1 место: Как прогнать противный ветер, который вам не по пути или просто холодный и сырой? Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней... это раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно свернет в сторону.
Поделиться32006-02-23 01:50:10
И, что характерно, приметы эти неукоснительно соблюдаются.
Поделиться42006-02-23 02:02:13
Гм... Последняя тоже?))))
Поделиться52006-02-23 11:29:34
М-да, интересная темка, пороюсь в своих источниках и выскажусь, помнится, было там что-то оригинальное...
Поделиться62006-02-23 14:20:18
Элен, ага! Индонезийцами
Лори, жду.
Поделиться72006-03-09 01:14:40
Еще завязывали узлы на четырех концах платка и если хотели вызвать определенный ветер, то развязывали соответствующий узел.
О результативности этих действих история умалчивает.
Поделиться82006-03-09 13:49:30
Кстати, точно! Я совсем об этом забыл.
А еще встретить дельфинов - это к счастью.
Поделиться92006-03-09 14:06:48
Ага, к счастью... ну-ну... а ещё я знаю, что было принято устраивать купание для тех, кто впервые пересекает экватор. Только женщины освобождались, только я не помню в каком веке эта традиция зародилась.
И вроде бы ещё должны были быть пожертвования морскому владыке, но я опять же не помню, что надо было жертвовать, когда и в каком количестве. Но помню, что надо было.
Поделиться102006-03-09 14:38:39
В тему.
Взяв все необходимое, мы снова отправились в путь, намереваясь обойти мыс Ра-де-Фонтено, дабы избежать пролива Сарлинг, где мы рисковали встретиться с английскими военными кораблями. В этом проливе очень сильное течение и множество утесов. Он расположен у французского берега на 48°10' северной широты и весьма опасен, так как его рифы скрыты под водой. Поэтому на нашем корабле все, кому не доводилось здесь плавать, были крещены на следующий манер.
Главный боцман облачился в длинный балахон, надел шляпу забавного вида и взял в правую руку деревянный меч, а в левую - горшок с колесной мазью. Его лицо было вымазано сажей. Он нацепил на себя ожерелье из деревянных гвоздей и прочих корабельных мелочей. Все, кого еще судьба не заносила в эти края, становились перед ним на колени, и он крестил им лбы, ударяя при этом по шее деревянным мечом, а подручные боцмана обливали их водой. Сверх этого каждый "крещеный" должен был отнести к грот-мачте бутылку вина или водки. Впрочем, у кого вина не было, того и не просили об этом. На тех кораблях, которые еще сами не бывали в этих местах, брали вино и с их командиров; все это сносили к мачте и делили.
Голландцев также крестили возле этих утесов. Крестили их и близ утесов Берланга, лежащих недалеко от берегов Португалии на 39°40' северной широты. Это очень опасные рифы, потому что ночью они совершенно не видны из-за высокого берега. Способ крещения у голландцев совсем не такой, как у французов. У них принявшие крещение, словно преступники, трижды прыгали в воду с самой высокой реи, а некоторым, по особой милости, разрешали прыгать с кормы. Но истинным геройством считался четвертый прыжок - в честь Его Высочества4 или капитана. Того, кто прыгал первым, поздравляли пушечным выстрелом и поднятием флага. Кто не желал лезть в воду, платил по голландским правилам двенадцать стюйверов5, а офицеры - половину рейксдалдера6. Пассажиры же платили столько, сколько с них потребуют. Со шкиперов кораблей, еще не бывавших в этих водах, брали большую бочку вина; если они противились, в отместку отсекали фигуру на носу корабля, и шкипер или капитан не имели права воспрепятствовать этому. Все полученное передавалось главному боцману, который хранил трофеи до захода в гавань, а там на вырученные деньги покупали вино и делили со всеми находившимися на корабле без исключения. Ни голландцы, ни французы так и не могли растолковать, зачем все это делается, говорили только, что это старый морской обычай.
Из книги Эксквемелина "Пираты Америки" (вышла в 1678 году).
Поделиться112006-03-09 15:22:05
Интересно. А вообще вера на кораблях какая-то своя была, христианское язычество. Звучит странно, но как-то оно всё там стыковалось удивительно.
Поделиться122006-03-13 07:59:00
Кстати, насчет свиста. Он все-таки позволялся, но нужно было знать, как свистеть. Повернувшись в сторону, с которой нужен был ветер, его высвистывали. На кораблях даже держали специальные заговоренные свистки. Но свист без разрешения строго наказывался.
Поделиться132006-03-13 09:32:51
Ага, это я сама видела, когда нас на яле всячески возили. Они свистели... точно.
Поделиться142006-03-13 12:41:01
Ну да! Конечно, свистели. Как же боцманские трубки и "свистать всех наверх"?
Поделиться152006-03-14 14:15:06
Ну и не отплывать в пятницу, тем более, если она выпадает на 13 число.
Поделиться162006-03-14 14:38:59
Кто-нибудь вообще знает откуда появилось это поверье, что пятница тринадцатое это плохо?
Поделиться172006-03-14 14:46:46
В этот день арестовали всех тамплиеров.
Поделиться182006-03-14 14:49:26
И всё? И только поэтому день стал считаться "нечистым"?
Поделиться192006-03-14 14:54:31
Ну да. Вобщем-то, это довольно кровавая страница в истории.
Поделиться202006-03-14 14:57:13
Предполагаю, что так. Тамплиеры тоже не были лапочками, если уж совсем честно, так что...
Нет, это поразительно, из-за такого события родилось такое живучее суеверие.
Поделиться212006-03-14 15:07:31
Но событие-то было незаурядное. Массовое уничтожение самого прославленного и могущественного рыцарского ордена в угоду алчности Филиппа Красивого. Есть из чему родиться суеверию.
Возвращаясь к теме морских поверий, вспомнила еще, что нельзя убивать чаек, альбатросов, потому что считается, что в них живут души погибших моряков.
Поделиться222006-03-15 15:44:19
А древние греки считали, что погибшие моряки превращаются в дельфинов.
Поделиться232006-03-15 15:51:56
Так то ж греки! Англия и Греция далековато друг от друга, не находишь? Если даже на территории одной страны бывают совершено разные суеверия, иногда противоречащие друг другу, то что про разные страны говорить?
Поделиться242006-03-16 16:48:13
А вообще вот даже интересно. Никогда корабли не воспринимались как вид транспорта. Ни самолетам, ни машинам, ни поездам имен не дают. Нигде нет столько традиций и суеверий. Ни с чем не связано столько романтики, сколько с кораблями.
Арабы говорили: нет в мире ничего красивее скачущего коня, танцующей женщины и корабля под всеми парусами.
А еще интересно, что в английском языке все неодушевленные предметы и животные определяются средним родом - it. И только корабль у них - shee, то есть "она".
Поделиться252006-03-16 17:01:46
Слушай, ты прав. Но вроде бы некоторым поездам всё же давали свои имена. А вообще, всё, кроме кораблей ходит по суше. А корабли - по воде. Может, в этом всё дело? Море - самая большая загадка для людей. Они о нём знают ничтожно мало. И каждый раз удивляются, обнаружив что-то чего не знали. Может поэтому?
Поделиться262006-03-16 17:46:18
Ну, насчет примет, насколько я знаю, в авиации их не меньше, но вообще ты прав, да. К морю и кораблям всегда было отношение особое.
Поделиться272006-03-17 00:07:36
Самолетам имена не дают, как кораблям.
Поделиться282006-03-17 00:11:03
Ну самолёты же! Зато поездам дают! А вообще, такое чувство, что именно корабли это как концентрат всего восхищения и почтения человека ко всем сразу средствам передвижжения так сказать. Вот любит корабли человек и хоть ты тресни! Это величественное и завораживающее зрелище. Прямо таки гипнотическое.
Поделиться292006-03-17 01:31:02
Поездам дают не индивидуальное имя, а имя серии. А чтобы каждый носил свое - такое только у кораблей есть. И потом... они живые.
Поделиться302006-03-17 08:32:42
Да, корабли живые. Не поверишь, но когда я однажды шла на корабле (долгая история, мы артефакт искали), то слышала как корабль дышит. Все мне говорили, что я дура мне блазнится, и что надо хотя бы немного принимать еды (я там практически не ела, потому что кормили рыбой), что пить меньше надо и так далее... а я всё равно СЛЫШАЛА! И сейчас, если прислушаюсь, то слышу.
Похожие темы
"Миссия не выполнима" | Проза | 2012-05-29 |
Пираты Карибского моря. Неизведанные воды. | Проза | 2009-09-12 |
Карибы XVII века: география | Немного истории | 2012-07-12 |
Карибский апокаляпсус | Проза | 2007-07-10 |
Расскажи о себе | С якоря сниматься! | 2011-01-23 |